Печать
Категория: Страничка психолога
Просмотров: 0

Советы педагога-психолога: «Как правильно общаться с ребенком»

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное  непослушание, физическую или вербальную       агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи:


1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

 

Рисунок1
         Советы педагога-психолога: «Как правильно общаться с ребенком»  

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное  непослушание, физическую или вербальную       агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

                                           Следует одновременно сделать три вещи:

  1. Определить возможные факторы, обусловливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению.
  2. Создать дома или группе детского сада атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение.
  3. Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважению.

 

Как быть…

Понимание может быть главным способом оказания помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является предоставление им самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя лидерство и ответственность. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и   поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснять детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание.

Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым вместо доверия и уважения.

 

фывпафыв
Когда и как помогать ребенку?

Маленький, беспомощный – как ему не помочь. Одеваем, обуваем, водим рукой, подсказываем слова, говорим и думаем за него…

Возмущаемся: какой несамостоятельный! Тревожимся: научится ли? В  результате перестраховываемся       и          лишаем         ребенка         возможности  реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.

На что ребенок имеет право, то есть что в его компетенции:   устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать

свои  суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия,  пробовать и ошибаться, делать по-своему, а не по образцу и многое  другое.

Как быть…

Прежде чем помогать, следует понаблюдать – а требуется ли помощь?

Подумать, чем вызвано желание помочь: потребностью ребенка или  желанием взрослого ускорить события (быстрее одеть), придать игре  нужное русло (по сути, переключить), услышать желаемый ответ, увидеть  ожидаемое действие (сделать за него).

Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

А теперь – как.

Сначала спросите: что ты хотел сделать, что именно у тебя не  получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь  тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты   обратился за помощью?

Таким образом вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно  определить, какая помощь нужна – подсказка, поддержка, одобрение,  подтверждение правильности действий, показ и т. п.

Если ребенок будет иметь возможность действовать осознанно и самостоятельно, он будет приобретать собственный уникальный опыт.

Таким образом мы будем способствовать развитию его компетентности и автономности.