Шпаргалка для родителей
«Нетрадиционные средства и приемы по автоматизации звуков в домашних условиях»
Трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интереса. Очень важно, чтобы ребенок сам захотел заниматься с вами. А это бывает тогда, когда занятия органично входят в жизнь ребенка, отвечают его интересам, увлечениям. Если ваш малыш упорно отказывается от занятий с вами, не спешите упрекать его, а попробуйте понять, что вы сами делаете не так. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру. Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т. д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры.
Для автоматизации звуков можно использовать конструктор Лего. Можно выстраивать Лего-кнопочки, Лего-дорожки, Лего-заборчик, Лего-ступеньки и др., проходя по которым, ребенок проговаривает речевой материал: слоги, слова.
Мыльные пузыри.
Цель игры: произношение слов с заданным звуком.
Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
«Строим башню», для ее проведения вам понадобятся кубики.
Цель игры: назвать как можно больше слов на заданный звук.
Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование – «Чья башня окажется выше».
«Игра пушка» после того как башня построена, сминается лист бумаги – это ядро. Взрослый проговаривает слоги, слова, словосочетания и т. д. с заданным звуком, если ребенок проговаривает правильно, взрослый подает команду «ПЛИ», ребенок стреляет в башню. Игра проходит до тех пор пока башня не будет разрушена.
Кроме таких игр на автоматизацию можно использовать
«Завяжи столько узелков, сколько слов я скажу со звуком «Р».
Для данной игры вам понадобиться шнурок или бельевая веревка. Вы называете ребенку слова со звуком «Р». Ребенок повторяет предложенные слова и на каждое слово завязывает узел. Данную игру можно усложнить таким образом: -называете не только слова со звуком «Р», но и без него, ребенок на слух должен выделить только слова с заданным звуком.
Двигательные игры:
- по веревочке ходим - приставляем носок ноги к пятке и проговариваем;
- кегли – сколько сбили, столько раз произнесли;
- Разложить цифры от 1 до 10, ребенок шагает на каждую цифру и называет слово в том количестве, какая цифра указана (1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 5 шишек и т. д.);
- "называй и шагай" (ребенок повторяет слог / слово / чистоговорку / предложение, если звук чистый - шаг вперед, если плохой - назад, задача - дойти до противоположной стены);
- " у меня нет. " – ребенок называет картинку, потом прячем за спину, говорит: "у меня нет. (слово в родительном падеже)".
«Подзорная труба»
Из втулки от бумажных полотенец сделать что-то вроде подзорной трубы, обклеить цветной бумагой, и далее с ребенком отрабатываем В. п. сущ., с помощью игры.
«Что я вижу»: ребёнок смотрит в трубу, взрослый показывает картинки и спрашивает, что ты видишь? Ребёнок отвечает: «я вижу…» можно отработать и слоговую структуру, показывая в трубу картинки.
При автоматизации звука [Ж], например, по этой же схеме, вижу жука, вижу лужу и т. д.
При автоматизации звука [Л], я увидел стул, я увидел мел и т. д. А ещё через неё можно переговариваться, взрослый шёпотом произносит слова или предложения, ребёнок слушает через трубочку, затем повторяет громко, что услышал.
Можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.
Выше перечисленные игры и приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и правильному произношению звуков!